Какие бывают тесты?
Разной направленности. Например, с помощью шкалы депрессии Бека можно выявить наличие депрессии и определить степень ее тяжести. Тест Спилберга позволяет измерить тревожность: и как личностное свойство, и как реакцию на жизненную ситуацию. Опросник профессионального выгорания поможет определить, есть ли у вас симптомы чрезмерного утомления на работе. Но ни один из тестов сам по себе не дает основания ставить диагноз или делать выводы о вашем состоянии. Для вас это сигнал о том, что пора обратиться к психотерапевту, а для специалиста — ключ к вашему состоянию.
Если мне необходим чекап — я больна?
Конечно, нет. Существует миф, что к психологам ходят только психически больные люди. Миф из прошлого века, но все еще живет и работает. Прежде всего потому, что до сих пор бытует мнение, что психиатр, психотерапевт и психолог — одно и то же. Действительно, психиатр и психотерапевт могут быть в одном лице. Но психиатр — это прежде всего врач, назначающий препараты. Тогда как психотерапевт и психолог «лечат словом» и используют в своей работе «разговорный жанр». И такая терапия действительно помогает освободиться от комплексов и переживаний, когда страшно, больно, непонятно и уже больше нет сил.
А если мне кажется, что мои проблемы не достойны разговора со специалистом?
Во время сеанса психотерапии никто не будет измерять вашу проблему линейкой: это глупая проблема, это слишком страшная, а с этим могли бы и сами справиться. Каждая из ваших проблем достойна внимания: на приеме у психолога все отведенное время посвящено вам. Не вашей работе, вашей семье или вашим обязанностям, а только душевным, сердечным, эмоциональным и очень интимным сферам. Специалист будет слушать вас и слышать, задавать вопросы, чтобы разобраться в ситуации и помочь вам. Поход к психологу — поступок сильного человека: вы пошли к специалисту, проработали проблемы и победили.