“Всё было разворовано, люди были брошены, жрать было нечего”. Режиссёр сериала “Эпидемия” Павел Костомаров о 90-х, работе с Netflix и конфликте с Александром Палем



Режиссёр Павел Костомаров, снявший нашумевший сериал “Эпидемия”, дал интервью Юрию Дудю*. Костомаров прославился как один из создателей документального сериала “Срок” о протестном движении начала 2010-х, героями которого стали Алексей Навальный**, Борис Немцов, Эдуард Лимонов и Ксения Собчак. Он осудил спецоперацию и после ее начала переехал в Аргентину. В новом интервью режиссер рассказал о том, какую роль в его карьере сыграл сериал “Эпидемия”, о сотрудничестве с Netfliх, назвал любимые и нелюбимые сериалы и фильмы, высказался о госфинансировании и проблемах с деньгами. Spltnk выбрал самые интересные цитаты.

О сериале “Эпидемия”

Я радовался успеху “Эпидемии” (сериал вышел на Netflix под названием To The Lake и стал популярным в западных странах. — Прим. ред.). После этого проекта выросла моя зарплата, этому я тоже радовался. Мне в этом сериале было очень важно снять пятую серию. Она мне очень понравилась из-за сцены, когда бабы берут на вилы ОМОН, я из-за нее сценарий взял в работу. Мне это было близко и интересно. <…>Потом уже после начала эпидемии ковида начали постоянно слать какие-то мемы, начали выходить очень похожие на сериал реальные репортажи. Очень радовался сценарист “Эпидемии”, показывал нам и говорил, что мы пророки.

О цензуре в “Эпидемии”

У героя актера Александра Робака на капоте машины была георгиевская ленточка, продюсер (производством занималась компания “Газпром-медиа холдинг”. — Прим. ред.) просил её снять. Боялся, как бы чего не вышло, как я понимаю. Но удалось отстоять этот момент. Еще у этого продюсера был кипеж из-за зелёной краски, он просил, чтобы людей поливали в сериале специальной жидкостью белой. Изначально она была зелёная, он испугался и уговорил всех убрать зелёную жидкость, потому что это напоминает Навального** в зелёнке, а он не хотел этих аллюзий. То есть вот этот вот “жим-жим” у некоторых жирненьких продюсеров давно есть, всегда есть и никуда не проходил. Меня злила эта унизительная самоцензура, я не мог с ней справиться.

В пятой серии силовики по сюжету терроризируют людей. Люди собрались вместе, вышли с вилами и подручным оружием и всех силовиков замочили. (После этого, как отметил Юрий Дудь*, поднялся скандал, сериал хотели запретить, а в шестой серии появилось заявление, что речь шла не о настоящих силовиках, а о бандах, которые прикидываются представителями закона. — Прим. ред.) Этими изменениями и объяснениями занимался не я, это уже решали кризис-менеджеры. Сути сериала это не поменяло, поэтому я благодарен продюсерам, которые не зассали и не стали после скандала закрывать проект. Бунт в пятой серии проходил под песню “Любэ” “Ты неси меня, река”. Я надеялся, что у продюсеров хватит бабла, чтобы купить этот трек, и что эту идею не задушит цензура: хотел показать, как задушат силовиков под их любимую музыку. Может быть, никто этого не понял и сейчас лучше это из интервью вырезать.

О работе с Netflix

Был очень классный, интересный проект с Netflix (какой именно проект и как он называется, не уточняется. — Прим. ред.). Сервис до ***** (спецоперации. — Прим. ред.) пришел в Россию и начал производить пять-шесть сериалов. И всё это произошло после “Эпидемии” и благодаря ей, как я понимаю. Netflix — это очень классный, высокий уровень производства по американским правилам, и это дико радовало продюсеров. Мне же был дорог сценарий — это офигенная история, написана сценаристом Василием Сигаревым. Потрясающий сценарий, я такого никогда не снимал. В Питере у нас уже были последние читки, последние подготовительные деньки. Все закончилось после 24 февраля.

Это было оригинальное производство Netflix: сериал на весь мир делался в Питере, утверждались актеры вместе с ними, они налаживали производственную цепочку. Это не что-то, что мы снимаем сами, а они потом могут это купить или не купить — как это было с “Эпидемией”. Это был международный проект, который мог бы стать хитом. В Netflix сценарий Васи Сигарева крутили-вертели, меняли, чтобы он был понятен во всём мире. Потому что изначально он был очень русский, было много русской хтони. Нам сказали, что в мире не будут 40 минут смотреть, как у нас кто-то страдает и бухает, им это непонятно. Но костяк истории всё равно потрясающий. Он уже переведен на испанский, я надеюсь, мы его всё же сделаем в другой стране.

О сериале “Игра в кальмара”

Это плохой сериал. Его успех — это печальная история. Мне очень жаль, что такое говнище становится успешным и захватывает зрителя. Мне кажется, что это просто запредельно низкий уровень кино, ужасный. Я смотрел его, потому что надо было по работе. Смотрел в ускоренном режиме. Это не кино вообще, это просто такая дрянь невероятная… Поэтому стоять с “Игрой в кальмара” не хочется никаким профессионалам в кино. Там показаны рефлексы. Это очень тупо, очень глупо, очень примитивно. Это касается всего: игры, костюмов, декораций. Я, конечно, очень субъективно сужу. Вероятно, есть фанаты, и мне жаль, что это так. Лучше бы они любили второй сезон сериала “Фарго” или “Молодого Папу”. Жаль, что такие сериалы, как “Игра в кальмара”, становятся международными хитами.

О лучших сериалах в истории

Конечно, одним лучших стал “Во все тяжкие”, который открыл мир хороших сериалов. Для меня шедевром является второй сезон “Фарго”. Это потрясающая работа. Потом “Молодой Папа”, первый сезон “Настоящего детектива”.

О конфликте с Александром Палем

На съемках фильма “Бансу” произошёл конфликт с Александром Палем. Это моё очень большое разочарование: он нехороший актер и нехороший человек. Обидно, когда такая фигня происходит с главным героем. И ты должен этого человека как-то тащить, хотя он делает всё, чтобы это не получалось, неуважительно относится к группе, к людям. Все были должны терпеть его закидоны. Это обидная глупость, которая случилась. Фильм хороший, история классная, вести себя так не надо. Но он этого не понимает. Там было 50 смен, и на каждой что-то такое было.

О госфинансировании

Я нормально относился к госфинансированию. А как я должен был его воспринимать? Это моя страна, я гражданин этой страны, я плачу налоги, это моя работа. Я еще должен был в ноги упасть тем, кто эти деньги дает? Я не очень понимаю вопрос. Это бред и извращённое понимание государства, рабовладельческая и даже тюремная философия — думать, что ты не можешь брать у государства деньги, если ты критикуешь его политику. Государство должно организовывать и делать удобной нашу жизнь. Государство давало мне деньги на съемки, а я работал и платил налоги.

О фильме “Я тебя люблю”, деньги на который взял у ростовского бандита

Я не задумывался над вопросом о том, можно ли брать у него деньги. Наверное, у бандита нельзя было брать деньги. Но мне не пришло ни разу в голову, что это неэтично, пока ты не спросил. Мы всё делали по-ростовски: шурум-бурум, особо не вникали в его репутацию. Была возможность, и мы ей воспользовались. Мы хотели снять кино. Потом он нас кинул, требовал деньги, и весь проект выкупил в итоге продюсер Александр Роднянский*.

О фильме “Брат” Алексея Балабанова

Я отношусь к этому фильму спокойно и считаю, что истерика вокруг режиссёра Балабанова — преувеличение. Домыслы о том, что Балабанов придумала образ брата, который потом взял за образец Путин, считаю бредом. Я считаю, что Путин не способен посмотреть “Брата” и не способен его понять. Не думаю, что он мог его посмотреть и сделать какие-то выводы. Это мог сделать какой-то особый киноведческий Путин, придуманный киноведами. Я считаю, что всё проще и печальнее, и Путин сформировался задолго до появления фильма “Брат”.

О 90-х в России

Всё было разворовано, и люди были брошены. Людям жрать было нечего. Я сам помню эти драки за хлеб в Москве, я в них участвовал еще ребёнком. Это устроили уроды у власти. Это были подлые времена, когда погибло невероятное количество людей. Всё было по-скотски, людей не жалели. А это одна из наших основных скреп: потерпят, ещё нарожаем, отношение к людям всегда отвратительное.

О лучших российских фильмах после распада СССР

“Дикий, дикий пляж. Жар нежных” Александра Расторгуева. “Окраина” Петра Луцика — потрясающее мощное кино. У фильма “Среда 19.07.1961” Виктора Косаковского крутая концепция. “Папье-Маше” — прекрасный и мало кем виденный фильм недооцененного режиссера Виталия Суслина. И последний фильм, который меня поразил и растрогал, — “Экспресс” Руслана Братова. Это прекрасное кино, родился большой, теплый, умный, добрый, остроумный режиссёр.

О деньгах, работе и будущем

Сначала после переезда я жил на деньги от продажи машины, которую мне мой оператор Глеб Филатов по доверенности продал в Москве. Потом мне сильно помогали коллеги по прошлой жизни, кинопродюсеры. Давали работу, платили деньги, но больше просто помогали. Где я буду жить, определит работа. Я готов заняться любой работой, могу быть хоть официантом. Чего рожу-то кривить? Я не гордый. В Россию я вернусь, когда не будет нынешней власти и войны. Я думаю, это будет скоро. Я не допускаю, что не вернусь в Россию никогда, я оптимист. Я верю, что всё изменится, что маятник качнется в другую сторону и качнется не так по-ублюдски, как было в 90-е.

*Признан в РФ иноагентом

**Внесен в РФ в перечень физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.