“Оплакивают свой тыквенный латте”. Константин Богомолов написал эссе о русском народе, “элите” и “холопах”


Театральный режиссер, худрук Театра на Бронной и супруг Ксении Собчак Константин Богомолов написал эссе для РИА “Новости” под названием “Диетическое горе”, в котором размышляет о судьбах российских интеллигентов и либералов и осуждает “элиту, которая скорбит по прошлой жизни”. Под прошлой жизнью режиссер подразумевает время до начала военной спецоперации РФ на Украине в феврале прошлого года.

В эссе Богомолов размышляет о разных, на его взгляд, классах российского общества и приходит к выводу, что после 24 февраля они не имеют права жить, как раньше. По его мнению, элита “”лишилась права, сидя на двух стульях, быть прогрессивными ворами, интеллигентными убийцами, филантропами-коррупционерами, необразованными аристократами, совестливыми актерами”, “патриотичными предателями, геями-традиционалистами, либеральными гомофобами, язычниками во Христе и прочая”. Они, по мнению Богомолова, “лишились возможности брать деньги одновременно у кровавого режима и у европейских фондов, выкачивать бабло из страны и тратить его на Западе, снимать о русской хтони на деньги торговцев нефтью и оружием, создавать современное искусство и печатать смелую газету с разрешения органов и при покровительстве идеолога суверенной демократии посвящать “темных русских” в тайны европейского прогрессивного искусства”.

По мнению Богомолова, в российском обществе есть каста “особых русских”: они исповедуют демократические ценности, но при этом презирают обычных “темных” соотечественников: режиссер называет это “специфически русской формой социального расизма, наследующей крепостной привычке”.

“Парадоксально — девяносто процентов из этих “особых” называют себя европейцами и просвещенными либералами. Исповедуют идеи демократии. Равенства. Справедливости. Но в глубине души презирают своих недостаточно успешных, недостаточно “продвинутых”, “темных” соплеменников”, — пишет Богомолов.

Делятся они, как считает режиссер, на два подкласса: имеющие деньги и влияние люди и интеллектуально-интеллигентское сословие. “Так образовался союз денежно успешных плебеев и денежно бездарных интеллигентов. И пожалуй, нет и не может быть теснее союза — склеивает два этих класса не выгода, а беда: одиночество в собственной стране. То самое сознание себя “особыми”. Ибо и те и другие, неистово презирая друг друга, еще более неистово презирают собственный народ”. По словам Богомолова, простой народ для них — “холопы” (Холопами Алла Пугачева называла своих хейтеров, которые раскритиковали ее за отъезд из России. Богомолов в своей статье о певице не упоминает. — Прим. ред.).  “Жить без них невозможно. Ибо интеллектуалам дают они право писать и снимать о “хтони”, свою черноту выдавая за тьму окружающего мира”.

После начала спецоперации, считает Богомолов, эта элита оказалась в растерянности и теперь скорбит о прошлой жизни, вместо того чтобы отбросить презрение к своей стране и работать. “Страна внутри страны. Сообщество внутри общества. Мир “особых русских”. Назовем его “особняк”. Этот особняк виртуален. Но в то же время он совершенно реален. Там обитают особые люди. Они не умнее прочих. Хотя многие — да. Они точно не красивее других. Просто ухоженнее. Они стопроцентно не порядочнее. Они часто богаче или образованнее. Но не это делает их особыми. Особыми их делает сознание себя особыми”, — пишет режиссер.

Он отметил, что после начала спецоперации они страдают по прошлому и собственной хорошей жизни. “Вот эти люди наполнились вдруг сопереживанием? Ложь. Не кровь пролитую оплакивают. Свой счастливый смех оплакивают. Свои винировые улыбки. Свою безмятежную жизнь. Свой рай. Свой “Красный Октябрь”. Свое тыквенное латте. И пенящиеся шампанским вечера на лазурных берегах, припудренных разговорами об искусстве, утомившем режиме и главное — кто с кем и где почем”.

Выражение “Тыквенный латте” стало мемом после поста в соцсетях, в котором релокантка жаловалась на отсутствие в Израиле тыквенного латте в сети Starbucks. Пост вызвал ожесточенные споры: кто-то упрекал уехавших из России людей за мелочность, другие считали, что нет ничего страшного в том, чтобы “хотеть нормальных вещей”. Вскоре выражение стало социальным маркером, а в соцсетях появились одноименные группы, объединяющие эмигрантов.

Как пишет Богомолов, “горе, застилающее глаза, разрывающее криком горло, удушающее и выворачивающее — это горе холопов”, а “горе господ — диетическое”. “Что огорчило светлые очи и лики “особых”? “О крови, о невинных жертвах печалимся”, — ответят интеллектуалы. Добавят либералы: “За Родину стыдно, и нет сил более ассоциировать себя с бесчеловечным режимом”. И едут куда подальше, втайне надеясь, что отъезд этот — забавное путешествие, недолгая отлучка”.

“Жизнь простого человека имеет значение — вот как могло бы звучать русское BLM (Black lives matter — движение против дискриминации темнокожих, которое имеет большое влияние в США и некоторых европейских странах. — Прим. ред.). Или даже так: мнение простого человека matters. Но русские либералы, восхищаясь американским движением, никогда не поддержат русского BLM. Потому что мнение простого человека слишком не совпадет с их ценностными установками”, — продолжает режиссер.

Сейчас, как считает Богомолов, “поезд истории пошел по иным рельсам”: “Страдания о прошлом надо оставить. Оно должно умереть не только физически. Оно должно умереть в сердцах живущих. Мертвое должно умереть дважды. В настоящем есть смысл и цель. И правда, и дух. И подлинность”. По его словам, “надо суметь выйти из “особняка”, засучить рукава, и работать, и жить, и верить”, “надо отбросить презрение к своей стране и своему народу и услышать гул истории и голос людей”.

Константин Богомолов, в отличие от своей супруги Ксении Собчак, не высказывал публично свое мнение о спецоперации. Однако его коллега Александр Молочников, который покинул Россию и сейчас живет в США, в интервью говорил, что Богомолов придерживается по этому вопросу “позиции зеро” и сохраняет нейтралитет. При этом несколько лет назад Богомолов высказывался в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального (признан российскими властями экстремистом). При этом Богомолов работвет в государственном театре, а в одном из своих спектаклей высмеял покидающих Россию эмигрантов, из-за чего некоторые обвиняли режиссера в поддержке спецоперации и в желании “усидеть на двух стульях”.

Константин Богомолов и Ксения Собчак
Константин Богомолов и Ксения Собчак

Богомолов не впервые. Так, в 2021 году он написал для “Новой газеты” манифест под названием “Похищение Европы 2.0”, в котором рассуждал о новой этике. Статья широко обсуждалась в сети и вызвала общественный резонанс.

Ранее в сети Богомолов поспорил со своими коллегами, в том числе с режиссером Евгенией Беркович, которую позже обвинили в оправдании терроризма из-за спектакля “Финист Ясный сокол” (пьеса рассказывает о женщинах, которые вышли замуж за боевиков и уехали за ними в Сирию). Коллеги обвинили Богомолова в конъюнктуре и использовании бюджетных средств, а также раскритиковали за его слова об “идеологии служения повестке”.

*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.