Милош Бикович
Сербский актер Милош Бикович, который давно снимается в России, дал интервью Ирине Шихман для YouTube-шоу “А поговорить?”. Актер рассказал, как получил российское гражданство, объяснил, чем Россия отличается от Сербии, и вспомнил о бомбардировках НАТО в его родной стране.
Гражданином России звезда фильма “Холоп” стал в конце февраля, получив такое предложение из администрации президента, а решение о получении им гражданства подписал президент России Владимир Путин.
Мне тогда позвонили из администрации президента и спросили, не хочу ли я стать гражданином России, — сообщил Бикович.
Актер заявил, что до этого и сам не раз заявлял, что хочет быть гражданином России.
Меня Россия приняла с первого приезда сюда — общество, публика, коллеги. Приняли как своего, я чувствовал себя как дома. Я годами жил и работал здесь, и внес свою жизненную энергию и время в культуру. Я воспринимаю эту культуру как свою. Я принял язык, насколько это возможно с моей артикуляцией. Я принял эти ценности, которые у нас одинаковые, чувствовал себя частью этого народа и этой страны, и в какой-то момент это стало официальным.
Актер признался, что у России и Сербии много общего, а отношение народа Сербии к России назвал “братским”.
В Сербии Россию любят больше, чем в России. Россия как самая большая страна воспринимает себя как силу, которая меняет в мире обстоятельства и влияет на эти обстоятельства. Ядерная, космическая программа, сильная армия и так далее. И Россия достаточно большая, чтобы человек мог другому человеку сказать: “Ты не мой человек, я не хочу с тобой больше работать”. А Сербия маленькая, мы друг другу не говорим такие вещи. А может быть, для здоровья было бы лучше, если бы ты мог высказать все, что хочешь.
Актер поделился с ведущей ярким воспоминанием из своей жизни — его детство прошло в Белграде, где в 1999 году он пережил бомбежки НАТО (по официальной версии НАТО, причиной бомбардировок стало “предотвращение геноцида албанского населения”).От этой близости смерти ты начинаешь по-другому воспринимать жизнь. Не дай бог никому. Я помню бомбежки. Я помню, как мы прятались под столом, уходили в убежища. Они сначала бомбили точечно. Потом ты слышишь, что они попали в гражданские дома, убили гражданских. Один раз они бабахнули в 500 метрах от нас, тряслись окна. Было страшно.
Шихман спросила актера о том, похоже ли происходившее в Косово в те годы на события в Крыму в 2014 году, когда Крым вошел в состав России. Бикович заявил, что исторический контекст у этих ситуаций разный.
Я не считаю Косово независимым государством. Есть НАТО, есть западный блок определенных интересов, и в их интересах было построить там военную базу. Это самая большая база в этой части Европы. В Косове жили люди 500 лет, 800 лет, тысячу лет. И в какой-то момент сербы стали меньшинством. Это отличается от Крыма, где большинство населения — русские. Контекст существования Косова и Крыма — это разные вещи.
Бикович также прокомментировал “культуру отмены”, которая стала очень популярна в западных странах. Актер отметил, что каждый человек может совершить плохой поступок и должен понести за него наказание, однако рушить ему карьеру или лишать достижений нельзя.
Милош Бикович
Если ты сделал что-то не так, ты за это заплатил в суде. Это твоя вина, твое наказание. А чтобы тебя забанили везде… Это цензура. Не одобряю такой вид цензуры. Говоря об “отмене”, он упомянул и актера Марата Башарова. Милош Бикович ответил, что, несмотря на репутацию Башарова, он не отказался бы поработать с ним. Для меня важно, как он играет, что делает в кадре. Не возьму его работать, если он потенциально может кого-то убить и так далее. Но мне не нравится в сегодняшней повестке во всем мире то, что каждый человек теперь берет на себя право судить, причем безответственно.
Марат Башаров не раз сталкивался с критикой общественности: его обвиняли в домашнем насилии, а после начала военной спецоперации — в ее поддержке.